Техника выполнения гимнастических упражнений для губ

Полное собрание и описание: техника выполнения гимнастических упражнений для губ для читателей нашего сайта.

Сегодня принято решать любое косметическое несовершенство с помощью пластической хирургии и салонных чудо-инъекций. А что, удобно! Тонкие губы от природы – вот вам, пожалуйста, филлеры. Опущенные уголки рта и морщины вокруг него – на выручку придет ботокс. Однако эти меры, как показывает практика, многим девушкам «не по карману». Более того, у каждой, пусть даже самой малоинвазивной процедуры имеются свои побочные эффекты, противопоказания и неприятные последствия, если специалист выполнил работу плохо. Так неужели нет простого, но действенного способа сделать губы пухлыми, красивыми, без морщин и «маски скорби» (именно так чаще всего называют лицо, на котором наблюдается опущение уголков рта)? На самом деле выход есть: фейсбилдинг – коррекция недостатков за счет выполнения упражнений.

Оглавление:

  1. Как сделать губы объемнее?
  2. Упражнения для поднятия уголков
  3. Рекомендации по уходу

Гимнастика для увеличения губ

Ученые давно выявили: вокруг рта расположено 8 мышц, которые прямым образом отражаются на форме и объеме губ. Если их регулярно тренировать, то можно не только сохранить привлекательность этой нижней трети лица надолго, но и увеличить ее до нужных размеров. О том, как сделать губы красивыми и пухлыми, накачав их мышцы, и пойдет речь дальше.

  • Упражнение «свисток».

Представьте, что вам предстоит дуть в свисток. Так же вытяните губы «трубочкой» и по максимуму напрягите их мышцы. В этом положении побудьте секунд 5-7, затем вернитесь в естественное состояние, медленно выдувая воздух. Упражнение повторить не менее 10 раз.

  • Упражнение «гласные».

Красивые и пышные губы обеспечены, если регулярно проводить такую гимнастику. Глубоко вдохнув, произнесите четко вслух 3 любые гласные буквы. С каждым проговариванием плавно выпускайте воздух из легких. Сделайте перерыв и приступайте к занятиям снова. Так 5 раз.

  • Упражнение «замок».

Эта техника фейсбилдинга превосходно увеличивает мышцы и объем губ, но при этом до невозможного проста в исполнении. Ведь всего-то и нужно, что собрать уста в «комочек», прижать их к зубам и попытаться улыбнуться. Повторять упражнение чем больше, тем лучше. Но для начала достаточно 10-15 раз.

  • Упражнение «сдувающийся шарик».

Сделать губы пухлыми гарантированно поможет такое нехитрое занятие. Надуйте щеки, словно вы мячик, и задержите дыхание на несколько секунд. Затем представьте, что мяч сдувается: плавно выдувайте воздух и одновременно произносите звук «п-п-п-п». Выполняйте это упражнение 15-20 раз.

  • Упражнение для увеличения нижней губы.

Если верхняя губа заметно больше нижней, то, чтобы сделать ее такой же пухлой, нужно накачать круговую мышцу, расположенную внизу. Для этого разомкните зубы. Положите пальцы, не касаясь подбородка, и оттягивайте ими нижнюю губу, при этом следует напрягаться, как бы возвращая ее на место. Такое поочередное сопротивление/расслабление проделайте хотя бы 20 раз. Но стоит понимать, данное упражнение для увеличения губы не будет считаться эффективным, если во время его выполнения она будет выворачиваться, а не напрягаться.

  • Упражнение для увеличения верхней губы.

Эта гимнастика для губ, точнее, ее верхней части, делается аналогично предыдущей, за исключением того, что накачать предстоит круговую мышцу рта, находящуюся сверху. А, следовательно, пальцы будут помещаться в противоположной стороне. То есть ногтевыми пластинами нужно коснуться верхних десен, после чего оттягивать губу и при этом сопротивляться. Количество повторов – не менее 20 раз.

Гимнастика для поднятия уголков губ

Техника фейсбилдинга, направленная на поднятие углов рта, отличается от упражнений, чья цель – коррекция объема и формы губ. И это неудивительно. Чтобы побороть изменения, обусловленные мимикой и гравитацией, нужно воздействовать не только на круговые мышцы, но и резцовые, опускающие/поднимающие уголки, «мышцы смеха». Таким образом, специалисты советуют воспользоваться следующими упражнениями для губ.

1. Упражнение «маятник».

Сжав губы, прижмите их к зубам. Далее указательным пальцем начните двигать уголки рта в направлении вверх-вниз. Не делайте это сразу быстро. Лучше, если поначалу все движения будут медленными, а потом уже можно несколько ускориться. Время выполнения – 1-2 минуты.

2. Упражнение «труба».

Проводя данную гимнастику для губ против опущения их уголков, можно добиться хороших результатов уже через месяц. А всего-то и нужно, что наполнить легкие воздухом, плотно замкнуть рот и начать выдавать звук «у», затем «и». В это время не стоим без дела: указательными пальцами слегка оттягиваем уголки рта в стороны и вверх, так 15 раз.

3. Упражнение «улыбка».

От опущенных уголков рта быстро помогает избавиться такое гимнастическое упражнение. Сомкните губы вместе и улыбайтесь сначала правой стороной, затем левой. Каждую «полуулыбку» старайтесь задерживать хотя бы на 5 секунд. Время занятия – 1,5-2 минуты.

Стоит отметить, что делая упражнения от опущенных уголков губ таким образом, вы дополнительно боретесь с носогубными складками – морщинами, бороздящими лицо от носа к углам рта и образующими своеобразный треугольник.

4. Гимнастика от морщин вокруг рта и губ.

Фото до и после фейсбилдинга, которые часто выкладывают на женских форумах активные пользовательницы, настолько поражают преображением, что порой не верится, действительно морщины убраны таким путем, или же были сделаны инъекции ботокса. На самом деле упражнения для губ превосходно борются с возрастными изменениями. Ведь тренировка мышц способствует не только их накачиванию, но и улучшению обменных реакций, а также ускорению местного кровообращения.

5. Упражнение от морщин над верхней губой.

Выпятите вперед верхнюю губку, оставляя челюсть абсолютно недвижимой. Постарайтесь максимально напрячь ее и в таком положении замрите на 5-10 секунд. Расслабьтесь и сделайте так еще 10 раз.

6. Упражнение от морщин над губами и вокруг них.

Надуйте щеки так сильно, насколько это возможно. Далее начните перемещать воздух по кругу, влево-вправо, вверх-вниз. Секунд через 20-30 откиньте слегка голову назад и плавно выдохните, повторять 10 раз.

7. Упражнение для губ против глубоких складок.

Внутри ротовой полости проведите языком по сомкнутым губам, будто облизываетесь. Кроме них коснитесь еще одной щеки, затем второй. Снова перейдите к губам. Сделайте 10-15 повторов, но лучше больше.

Советы по уходу за кожей вокруг губ

Как увеличить губы с помощью упражнений, а также поднять уголки рта и убрать морщины, образовавшиеся возле него, мы научились. Но не менее важно регулярно ухаживать за столь чувствительной кожей с помощью косметических процедур:

  • ежедневно очищайте губы от скопившихся в верхнем слое загрязнений, в том числе от остатков декоративной продукции;
  • 1-2 раза в неделю балуйте кожу масками;
  • в морозное время или ветреную погоду не выходите из дома, не защитив губы гигиенической помадой или бальзамом;
  • утром и вечером питайте и увлажняйте дерму соответствующими кремами;
  • помимо гимнастики для губ систематически делайте массажи и самомассажи;
  • если уход в домашних условиях по каким-либо обстоятельствам невозможен, не пренебрегайте помощью салонных специалистов, и наоборот.

Большинство людей страдают неправильным в той или иной степени прикусом. У кого-то аномалии прикуса почти незаметны и никак не мешают, другим же напротив они доставляют не только эстетические, но и физиологические неудобства. Исправление дефектов прикуса – непростая задача, которая обычно требует серьезного комплексного лечения под контролем опытного врача. Однако пациент может помочь себе сам, регулярно выполняя ортодонтическую миогимнастику.

Техника выполнения гимнастических упражнений для губ

Миогимнастика в ортодонтии

Что такое миогимнастика

Миогимнастика – это вспомогательный метод, используемый в ортодонтии наряду с ношением брекетов и кап, хирургическим вмешательством и лазерной терапией. Методика получила очень широкое распространение из-за своей эффективности как в детской, так и во взрослой стоматологии. Она представляет собой комплекс ЛФК, специально разработанный для коррекции зубочелюстных нарушений при помощи тренировки мышечного аппарата, который окружает зубные ряды.

Перед началом гимнастики необходимо тщательное обследование и определение состояния зубов и челюстей больного. Чаще всего для этого используется специальная проба Рубинова. Она заключается в том, что пациенту дают прожевать ядрышко ореха весом 800 мг. Акт жевания продолжается до тех пор, пока не появляется глотательный рефлекс. При его возникновении больного просят выплюнуть пережеванную массу в специальную посуду, после чего ее высушивают и взвешивают. Чем хуже функциональное состояние челюсти и зубов, тем крупнее пережеванные частицы и дольше длится акт жевания.

Техника выполнения гимнастических упражнений для губ

Что такое миогимнастика

Миогимнастика может назначаться:

  1. До начала непосредственного лечения.
  2. Одновременно с другими методами лечения.
  3. Как самостоятельный метод в нетяжелых случаях.
  4. После основного курса терапии для профилактики рецидивов и для закрепления полученных результатов.

Важно! Не стоит пытаться исправить прикус путем выполнения упражнений без предварительной консультации специалиста. Это может не только не принести желаемого результата, но и ухудшить ситуацию, так как при различных дефектах показаны упражнения на разные группы мышц. Только доктор может определить, какая группа мышц нуждается в тренировке.

Техника выполнения гимнастических упражнений для губ

Принцип лечения и применение миогимнастики

Эффективность

Миогимнастика при соблюдении всех техник и правил считается эффективным методом коррекции прикуса и признана мировым стоматологическим сообществом. Эффективность такого вида ЛФК зависит от нескольких факторов:

  1. Выраженности нарушения прикуса.
  2. Возраста больного.
  3. Регулярности и приверженности.

Миогимнастика дает максимальный результат пациентам в детском возрасте, у которых молочные зубы еще не сменились коренными. Именно в этом возрасте челюстные мышцы наиболее пластичны, а хрящи и костная ткань еще мягкие.

Как самостоятельная терапия ЛФК оказывает достаточное действие в случае нарушений прикуса верхней челюсти и искривления передних зубов.

Техника выполнения гимнастических упражнений для губ

Виды неправильного прикуса

Правила

При выполнении миогимнастики врачи рекомендуют соблюдать ряд правил и мер предосторожности. Это обеспечит безопасность и поможет добиться максимально возможного эффекта. Обычно на приеме у ортодонта больной получает следующие рекомендации:

  1. При выполнении лечебной физкультуры необходимо внимательно следить за мышечным напряжением. Важно подобрать оптимальную нагрузку и не допускать возникновения болевых ощущений, так как перетренировка может навредить и даже усилить дефекты прикуса.
  2. Нагрузка должна увеличиваться постепенно. Не стоит пытаться выполнять все упражнения с максимальным усилием. Количество повторений должно расти от тренировки к тренировке. Это также позволит избежать перенапряжения и сделает выполнение миогимнастики более комфортным.
  3. Тем не менее, сокращения должны все-таки производится с некоторым усилием до появления легкого чувства усталости. Также пациент должен стремиться к постоянному увеличению амплитуды.
  4. Перед каждым подходом необходимо делать небольшие перерывы, чтобы дать напряженным мышцам немного расслабиться и восстановиться.

Техника выполнения гимнастических упражнений для губ

Правила проведения миогимнастики

Иногда при достаточно выраженных челюстных изменениях при выполнении гимнастики задействуются специальные аппараты и приспособления, которые выдает доктор. Они способствуют более быстрому достижению результата.

Показания к выполнению

Кроме лечения дефектов прикуса, существуют и другие показания, при которых рекомендуется ортодонтическая гимнастика:

  1. Гипотония мышц рта и языка.
  2. Смещение зубных коронок.
  3. Неправильная работа ВНЧС.
  4. Гипотония лицевых мышц.

Техника выполнения гимнастических упражнений для губ

Показания к миогимнастики

Противопоказания

Важно! В некоторых случаях миогимнастика не рекомендована или даже противопоказана:

  1. Нарушения прикуса в продвинутой стадии (3 и выше).
  2. Атрофия лицевых или челюстных мышц, вызванная какими-либо патологиями.
  3. Гипотрофия челюсти в результате некоторых соматических патологий (например, рахита, вызванного дефицитом витамина Д).
  4. Неподвижность челюстных суставов.

Техника выполнения гимнастических упражнений для губ

Противопоказания к применению миогимнастики

Достоинства и недостатки методики

Как и любой другой метод, миогимнастика имеет свои плюсы и минусы. Самым главным плюсом считается нетравматичность и возможность лечения без применения дополнительных приспособлений. Такой вид терапии не вызывает у больных какого-либо значимого психологического дискомфорта.

К сожалению, существуют и минусы:

  1. Для достижения заметного результата гимнастику необходимо выполнять в течение нескольких недель иди даже месяцев.
  2. При нерегулярности тренировок быстро происходит откат, то есть все достигнутые результаты теряются.
  3. Метод не даст видимого результата при выраженных и давних изменениях.

Комплексы упражнений

Существует огромное количество упражнений для разных видов дефектов, и мы попробуем рассмотреть основные из них. При каждом виде нарушения назначается разработанный специально для этой аномалии комплекс.

Техника выполнения гимнастических упражнений для губ

Упражнения на коррекцию смыкания губ и восстановление функциональности круговой мышцы рта

При мезиальном прикусе

Упражнения рекомендуют выполнять регулярно не менее 3 раз в день по 15-20 подходов.

  1. Языком нажимают на основания резцов.
  2. Отклонив голову кзади, челюсть то сжимают, то разжимают; языком стараются достать до небного язычка.
  3. Нижней губой задевают поверхность под передними резцами.

Техника выполнения гимнастических упражнений для губ

Упражнения на формирование речи

При глубоком прикусе

  1. Пациент находится в стоячем положении. Руки поднимают вверх и стараются отклонить их назад как можно сильнее. Голова также поднимается вверх. Челюсть выдвигается вперед, а затем возвращается в обычное положение. Количество подходов должно быть не менее 10.
  2. Через 30 дней после начала выполнения этого упражнения его немного изменяют. Нижняя челюсть выдвигается таким образом, что нижние резцы находятся выше верхних резцов.
  3. Пациент смыкает и размыкает челюсть в течение 2-3 минут.

Техника выполнения гимнастических упражнений для губ

Упражнения для формирования правильного жевания и глотания

При открытом прикусе

  1. Зубы сжимают и разжимают в течение 2-3 минут до появления усталости.
  2. Челюсть сжимается и разжимается аналогично предыдущему упражнению, но пальцы кладутся на нижние резцы и надавливанием мешают движениям.
  3. Пациент с усилием прикусывает палочку, покрытую защитной резинкой, не менее 10 раз подряд.

При косом прикусе

При таком дефекте рекомендуется сдвигать нижнюю челюсть именно в ту сторону, где имеет место неправильное смыкание, а затем сомкнуть ее с верхней. Упражнение повторяется по 15-20 раз.

Техника выполнения гимнастических упражнений для губ

Гимнастика для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть

При гипотонусе круговой мышцы

Все упражнения выполняются ежедневно по 3-5 раз в сутки. Желательное количество подходов – 15-20.

  1. Губы делают трубочкой, как для воздушного поцелуя, и удерживают в таком положении в течение какого-то времени, а затем растягивают в улыбке.
  2. Губы сжимают и максимально надувают щеки, наполнив их воздухом через нос. Затем воздух сдувают путем надавливания на щеки, не разжимая губы.
  3. По очереди надувают пространство под нижней и верхней губой.
  4. Дуют перо или какой-либо другой предмет, как будто задувая свечу.
  5. Пальцами производят растяжение рта в сторону, при этом пытаясь максимально сжать губы.
  6. Тампоны из ваты небольшого размера вкладывают под нижнюю и верхнюю губу в районе уздечки и пытаются произносить слова.

Для мышц языка

Техника выполнения гимнастических упражнений для губ

Миогимнастика для мышц языка

При неполном смыкании губ

Такую ЛФК рекомендуют делать 3-5 раз в сутки по 15-20 подходов.

  1. Губы сжимают и совершают вращательные движения языком под обеими губами.
  2. Языком водят по небу, пытаясь задеть каждый участок, как малярной кистью.
  3. Язык кладут на нижнюю губу и быстро смыкают челюсти так, чтобы верхняя губа как бы хлопнула по верхней.

Техника выполнения гимнастических упражнений для губ

Упражнения для мышц, поднимающих нижнюю челюсть

При слабости средних мышц языка

  1. Языком цокают не меньше 50 раз несколько раз в день.
  2. Два специальных силиконовых кольца надевают кончик языка и его среднюю часть, а затем прижимают язык к небу настолько близко, насколько это возможно. Манипуляция выполняется не менее 3 раз в сутки.

Техника выполнения гимнастических упражнений для губ

Тренировки для круговой мышцы рта

При слабости задних мышц языка

  1. Как можно чаще выполняют обыкновенное полоскание горла (не менее 5 раз в сутки).
  2. Зевают 5-6 раз подряд.

После подрезания подъязычной связки

Техника выполнения гимнастических упражнений для губ

Гимнастика после подрезания уздечки языка

Длина и сила подъязычной связки, которую еще называют уздечкой языка, также влияет на прикус, а точнее, на положение нижней челюсти, поэтому после оперативного вмешательства рекомендуется выполнение гимнастики. Эта группа упражнений должна выполняться не менее 1 месяца после процедуры 2-3 раза в сутки. Пациент должен делать не менее 10 подходов на каждое упражнение.

  1. Языком поочередно давят на каждую из щек.
  2. Языком поочередно пытаются достать до края подбородка и носа.
  3. Языком прикасаются к каждому зубу нижнего и верхнего зубных рядов.

Эффективность миогимнастики

При инфантильном глотании

Такой вид глотания, при котором язык касается губ, является нормальным для детей в возрасте до 18-24 месяцев, но в некоторых случаях привычка сохраняется и в более позднем возрасте и становится патологией. Упражнения на переднеязычные мышцы, выполняемые хотя бы в течение 14 дней 2-3 раза в сутки, помогут исправить положение. Желательно выполнять не менее 10 подходов за 1 раз.

  1. Язык достают изо рта и надевают на него специальное силиконовое колечко, которое выдает врач, а затем, держа язык в таком же положении, совершают акт глотания.
  2. С закрытым ртом языком давят на выпуклость под зубами на верхней челюсти в течение нескольких минут до появления усталости.

Видео — Миогимнастика

Видео — Миогимнастика для губ и щек

Миогимнастика, применяемая ортодонтами, является эффективным и безопасным методом лечения аномалий прикуса с минимальным количеством противопоказаний. Она может применяться как детьми, так и взрослыми, но упражнения должны подбираться строго индивидуально лечащим врачом.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

ПРИНЦИП ОТБОРА УПРАЖНЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка. При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки. 

Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями. 

Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 – 10 секунд . 

Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка: 

а) опущен за нижние зубы – «почистим зубы»; 

б) поднят вверх «маляр», «грибок», «гармошка». 

После того как каждое положение будет отработано, даётся упражнение на переключение с одного положения на другое – «качели». Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Для выработки подъёма средней части спинки языка выполняют упражнение «киска сердится». Для отработки движений для задней части языка служат упражнения «пароход гудит», «прятки». Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок входящую струю воздуха (и, э, с, з, ж, ч, щ); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (л); язык может сужаться (о, у). В образовании звуков так же играет роль подвижность губ, они могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние зубы (и, с, з, ц, и др.), слегка выдвинуты вперёд (ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, образовывая щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в), смыкается с верхней губой (п, б, м). Нижняя челюсть может опускаться, образуя носовые звуки и подниматься, образуя ротовые звуки.

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

Первый комплекс

1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.

2.Вытягивать губы вперёд трубочкой.

3.Чередовать положения губ: в улыбке – трубочкой.

4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.

5.Язык широкий.

6.Язык узкий.

7.Чередование положений языка: широкий – узкий.

8.Подём языка за верхние зубы.

9.Чередование движений языка вверх – вниз.

10.Чередование следующих движений языка(при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам.

Основной комплекс

1.Открыть рот и подержать открытым (а – а – а – а), закрыть.

2. «Заборчик» – губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

3. «Хоботок» – губы вытянуты вперёд трубочкой.

4. «Лопатка» – широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд.

5. «Иголочка» – рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» – «Иголочка».

6. «Часики» – рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

7. «Качели» – движение языка: нос – подбородок.

Упражнения для губ

«Улыбка» – удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик» – рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.

«Трубочка» – вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

«Хоботок» – вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Бублик» – зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

Чередование положений губ: «Заборчик» – «Бублик», «Улыбка» – «Хоботок».

«Кролик» – зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 1 для свистящих (с, з, ц)

1.«Загнать мяч в ворота» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

– Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

– Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

2. «Наказать непослушный язык» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя».

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10.

Методические указания.

– Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

– Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

– Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

3. «Лопатка» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 – 5, 5 – 10.

Методические указания.

– Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения.

– Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

– Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.

– Боковые края языка должны касаться уголков рта.

– Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

4. «Кто дальше загонит мяч?» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.

– Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

– Нельзя надувать щёки.

– Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

5. «Почистим зубы» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

– Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

– Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

– Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 2 для шипящих (ш, ж, ч, щ)

1. «Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

– Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

– Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

– Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

2. «Гармошка»

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Методические указания.

– Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

– Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 – 5.

– Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

3. «Фокус»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

– Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

– Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.

– Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

4. «Чашечка»

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Методические указания.

– Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

– Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

– При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

5. «Приклей конфетку»

Цель: Учить удерживать язык вверху.

Описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

Методические указания.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 3 для сонорных звуков (л, ль)

1. «Наказать непослушный язык»

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10.

Методические указания.

– Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

– Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

– Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

2. «Пароход гудит»

Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания.

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

3.«Индюк»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл – бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

– Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

– Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону.

– Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

4. «Качели»

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 – 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 – 5. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Методические указания.

– Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

5. «Лошадка»

Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

Методические указания.

– Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.

– Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

– Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.

– Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 4 для сонорных звуков (р, рь)

1.«Чьи зубы чище»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания.

– Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

– Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.

– Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

2. «Маляр»

Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.

Методические указания.

– Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

– Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

3. «Барабан»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д – д – д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.

Методические указания.

– Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

– Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.

– Кончик языка не должен подворачиваться.

– Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя

4. «Барабан – 2»

Цель: Вырабатывать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.

Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо да – ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесению ды – перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.

Методические указания.

– Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да – ды должно быть чётким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

5. «Автомат»

Цель: Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т – т – т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Методические указания.

Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое – то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.

Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение – правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях педагог помогает ребёнку шпателем или зондом. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.  2. Взрослый показывает выполнение упражнения. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.  Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.  4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).  5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.  Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. 

Упражнения для губ

1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. 2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.  3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. 4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. 5. Заборчик – Бублик. Улыбка – Хоботок. Чередование положений губ. 6. Кролик.  Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. 

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.  2. Улыбка – Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.  3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.  4. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). 5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз. 6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук “поцелуя”.  7. Уточка. Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.  8. Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.  9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.  Если губы совсем слабые:  – сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, – удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат), – удерживать губами марлевую салфетку – взрослый пытается ее выдернуть. 

Оценка 4.9 проголосовавших: 7
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here